Строение и развитие глаза
Глаза – это часть мозга, вынесенная на периферию, а важнейшая часть глаза – сетчатка – является сложнейшим анализатором, соприкасающимся непосредственно с внешним миром. Именно в сетчатке глаза происходит переработка внешней световой энергии в нервные импульсы, поступающие в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Глаза расположены на расстоянии примерно 6см друг от друга. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В головном мозге имеются специальные клетки-нейроны, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства. В первые дни жизни взгляд у ребёнка блуждающий, движения обоих глаз не сопряжены. К концу первого года жизни у ребёнка отмечается рефлекс слежения и даже фиксации: порой ребёнок может следовать взором за движением зажженной лампочки, останавливать на ней взгляд. К 2-3 месячному возрасту появляется предметное зрение – ребёнок смыкает веки при быстром приближении предмета к глаза (рефлекс опасности), рассматривает свои ручки узнаёт материнскую грудь. В 6-8 месяцев у ребёнка возникает способность различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале; в 12 месяцев – узнавать себя в зеркале, а родителей на фотографиях; появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребёнка ходить и исследовать окружающие удалённые объекты не только с помощью глаз, но и рук; постепенно развивается восприятие перспективы. Ко второму году жизни дети могут различать рисунки, а к третьему – иметь уже высокую остроту зрения – вплоть до 1,0 (примерно у 10% детей). Цветоощущение у ребёнка появляется приблизительно в двухмесячном возрасте и начинается с восприятия красного цвета, несколько позже – синий. Общепризнанного объяснения такого факта пока не существует. Полное цветоощущение формируется к 2-4 годам. Почти все люди рождаются дальнозоркими. У маленьких детей по мере роста постепенно развивается нормальное зрение. Изображения внешнего мира начинают совпадать с воспринимающей свет внутренней оболочкой глаза – сетчаткой, что приводит к развитию у детей хорошего зрения. Возрастная динамика зрительных функций
|