Глаза – это часть мозга, вынесенная на периферию, а важнейшая часть глаза – сетчатка – является сложнейшим анализатором, соприкасающимся непосредственно с внешним миром.
Именно в сетчатке глаза происходит переработка внешней световой энергии в нервные импульсы, поступающие в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Глаза расположены на расстоянии примерно 6см друг от друга. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В головном мозге имеются специальные клетки-нейроны, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.
В первые дни жизни взгляд у ребёнка блуждающий, движения обоих глаз не сопряжены. К концу первого года жизни у ребёнка отмечается рефлекс слежения и даже фиксации: порой ребёнок может следовать взором за движением зажженной лампочки, останавливать на ней взгляд. К 2-3 месячному возрасту появляется предметное зрение – ребёнок смыкает веки при быстром приближении предмета к глаза (рефлекс опасности), рассматривает свои ручки узнаёт материнскую грудь.
В 6-8 месяцев у ребёнка возникает способность различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале; в 12 месяцев – узнавать себя в зеркале, а родителей на фотографиях; появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребёнка ходить и исследовать окружающие удалённые объекты не только с помощью глаз, но и рук; постепенно развивается восприятие перспективы.
Ко второму году жизни дети могут различать рисунки, а к третьему – иметь уже высокую остроту зрения – вплоть до 1,0 (примерно у 10% детей).
Цветоощущение у ребёнка появляется приблизительно в двухмесячном возрасте и начинается с восприятия красного цвета, несколько позже – синий. Общепризнанного объяснения такого факта пока не существует. Полное цветоощущение формируется к 2-4 годам.
Почти все люди рождаются дальнозоркими. У маленьких детей по мере роста постепенно развивается нормальное зрение. Изображения внешнего мира начинают совпадать с воспринимающей свет внутренней оболочкой глаза – сетчаткой, что приводит к развитию у детей хорошего зрения.
Возрастная динамика зрительных функций
Зрительные функции |
Возраст |
Зрительные функции |
Возраст |
Светоощущение |
5 мес. внутриутроб-ной жизни |
Цветоощущение: |
|
Рефлекс слежения |
Конец 1-го – начало 2-го месяца жизни |
а) появление |
2-3 мес. жизни |
Рефлекс фиксации |
2-й месяц жизни |
б) отчётливое |
6-7 мес.жизни |
Рефлекс опасности |
2-3 месяцы жизни |
в) полноценное |
1-1,5 года |
Появление конвергенции |
2-4 месяцы жизни |
Поле зрения: |
|
Формирование фузии |
5-6 месяцы жизни |
а) трубочное |
новорожденный |
Различение геометрических фигур |
6-8 месяцы жизни |
б) 1/3 – 1/2 полного |
6-8 месяцы жизни |
Зрение до 0,3-0,5 |
1 – 2 года |
в) полное |
2-3 года и позже |
Полное зрение |
2 – 3 года и позже |
Полноценное бино-кулярное зрение |
7-15 лет | |